Жилищный сертификат как один из вариантов государственной помощи в приобретении жилья
Приобретение жилья является достаточно дорогой процедурой, так как стоимость недвижимости постоянно растёт. Кроме того, наиболее популярный сейчас рынок вторичного жилья постоянно растёт в цене. В этом случае помощь от государства в виде специализированного жилищного сертификата, выдаваемого нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям или лицам выступает как существенное подспорье в осуществлении сделки, так как сертификат может покрыть от 30 до 40 процентов стоимости приобретаемой квартиры. Кому положен такой сертификат и каким образом его получить?
Виды жилищных сертификатов
На сегодняшний день все жилищные сертификаты, которые предоставляются на территории Российской Федерации в рамках помощи лицам, у которых жилищные условия не соответствуют установленным нормам для улучшения таких условий, находятся в ведении специализированной государственной программы «Жилище». Внутри этой программы разработано несколько дополнительных подпрограмм, имеющих свою целевую аудиторию применения.
В частности, до 2020 года воспользоваться одним из вариантов такой специальной программы могут:
- молодые семьи, в собственности членов которых нет своего недвижимого имущества или оно не соответствует социальным и санитарным нормам;
- молодые ученые, которые не достигли возраста 35 лет и уже имеют защищенную кандидатскую диссертацию;
- сотрудники космодрома «Байконур», которые работали там по контракту в течение определенного периода времени;
- военнослужащие, чей общий стаж сотрудничества с вооруженными силами Российской Федерации составляет не менее десяти лет, если возраст не позволяет продолжать исполнение своих непосредственных воинских обязанностей либо имеющие существенные проблемы со здоровьем, из-за чего военную службу пришлось прекратить, а также в тех случаях, когда такие лица подпали под действие специальных программ по переселению военнослужащих и их семей из военных городков и других аналогичных административных образований;
- сотрудники органов полиции, МЧС, а также учреждений, относимых к уголовно-исполнительной системе;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- участники ликвидации последствий аварий на атомных объектах, члены их семей или лица, которые приравнены к ним в связи с получением существенного вреда здоровью из-за таких аварий (например, проживавшие на территориях, относимых к таким районам);
- жители регионов, относимых к Крайнему Северу и приравненных к ним территорий, если они имеют общий трудовой стаж в таком регионе не менее пятнадцати лет и покинули такую территорию своей трудовой деятельности;
- вынужденные переселенцы из зон боевых действий и иных локальных конфликтов;
- граждане Российской Федерации, которые лишились своего постоянного жилья или у которых оно пришло в негодность из-за произошедших природных или техногенных аварий или катастроф;
- лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, если такие медицинские ограничения подтверждены соответствующими документами.
Главным требованием для участия в программе «Жилище» и различных ее целевых подпрограммах является обязательное обладание гражданством Российской Федерации, так как действие такой программы рассчитано только на граждан государства.
В каких случаях полагается жилищный сертификат?
Жилищный сертификат можно получить в нескольких случаях, к которым относятся:
- признание имеющегося жилья несоответствующим установленным в конкретном регионе его проживания социальным или санитарным нормам из-за маленькой площади;
- признание того жилья, которое имеется в собственности, аварийным и опасным для дальнейшего проживания по итогам проведения соответствующего обследования конкретного дома;
- в семье появились еще совместно проживающие члены (в первую очередь, это касается рождения детей), в результате чего состояние имеющихся жилищных условий резко ухудшилось (например, появился третий и последующий ребенок, который в силу малолетнего возраста проживает совместно с родителями и не может самостоятельно реализовывать свои имущественные интересы);
- в силу тяжелого заболевания у одного из членов семьи по медицинским показателям были установлены ограничения по здоровью, в результате чего пользование тем жилым имуществом, которое эксплуатировалось ранее, становится невозможным (данный вариант действует только в тех случаях, когда речь идет о жилье, находящемся в пользовании на основании договора социального найма).
Однако если у потенциального претендента на получение жилищного сертификата есть в собственности жилье или совместно проживающие с ним лица уже реализовали свое право на получение государственной субсидии и в настоящее время занимаются строительством дома или приобретением квартиры, то у заявителя право на получение государственной помощи теряется.
Порядок получения
Независимо от того, какая из целевых подпрограмм госпрограммы «Жилище» будет реализована путем получения сертификата, порядок действий в каждом случае будет единым с одной разницей – в том государственном органе, куда будут подаваться документы о предоставлении такого сертификата.
Основной порядок действий выглядит следующим образом:
- сбор необходимых документов для подтверждения статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановки в соответствующую очередь;
- подача заявления на включение в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании принадлежности к одной или нескольким очередям по выделенным законодателем основаниям;
- подготовка документов, на основании которых государство сможет предоставить жилищный сертификат, то есть подтверждающих статус нуждающихся в улучшении жилищных условий (государство может выбрать – предоставить жилье или вручить жилищный сертификат, поэтому для получения последнего необходимо тщательно подготовить документы, которые позволят получить именно материальную помощь, например, в силу того, что предоставляемое жилье находится на существенном удалении от образовательных учреждений, которые посещают дети в семье, а в районе предоставления жилья нет образовательных учреждений, которые смогут ответить возрастным требованиям таких детей);
- открытие счета в банке для перечисления туда денежных средств с сертификата с целью дальнейшего перевода их на счет продавца жилья;
- подбор такого варианта квартиры, которая будет соответствовать требованиям потенциального покупателя, а также владелец такого жилья готов будет работать по сделке о купле-продаже квартиры с использованием рассрочки платежа (государство перечислит денежные средства по сертификату только после того, как будет заключен договор купли-продажи, а также оформлено в полном объеме право собственности, но с сохранением обременения за продавцом до момента полного взаиморасчета);
- заключение договора купли-продажи и регистрация перехода права собственности на жилье, а также получение всех правоустанавливающих документов, в том числе Выписки из Единого государственного реестра недвижимости;
- передача документов о сделке в тот государственный орган, который выдал сертификат, для проверки юридической чистоты проведенной манипуляции, а также для оформления перевода денежных средств от покупателя к продавцу посредством специального банковского перевода;
- обращение в Росреестр для снятия обременения с жилья в связи с полным завершением проводимой сделки.
Открытие банковского счета является обязательным этапом при получении и последующей реализации жилищного сертификата в связи с тем, что без такового государство в выдаче помощи откажет, так как наличного эквивалента сертификат не имеет.
Какие документы готовить?
Кроме заявления о предоставлении помощи на приобретение жилья и документов, удостоверяющих личности заявителя и проживающих с ним граждан, для получения жилищного сертификата потребуются:
- в случае, если речь идет о заявителе, который изменял свой семейный статус (заключал или расторгал брак), то понадобятся соответствующие свидетельства (о заключении брака или о его расторжении);
- документы государственного образца, подтверждающие принадлежность к одной или нескольким категориям лиц, имеющих право на получение такой помощи (например, удостоверение сотрудника правоохранительных органов или МЧС, удостоверение о присвоении ученой степени кандидата или доктора наук, копия трудовой книжки, в которой отмечена профессиональная деятельность в регионах Крайнего Севера и т.д.);
- справка о лицах, которые проживают совместно с заявителем и имеют постоянную регистрацию с ним (вместо такой справки может быть предоставлена выписка из домовой книги в развернутом варианте с указанием даты постановки на регистрационный учет каждого конкретного человека);
- документы, подтверждающие проведение обследования дома или квартиры (в случае признания жилья аварийным) либо подтверждающие проведение расчетов по установлению фактической площади имеющегося жилья на одного члена семьи и соответствие такой площади установленным санитарным нормам;
- выписка из банка об открытии специального счета с указанием его номера и иных реквизитов, которые потребуются для перечисления денежных средств от государства.
В зависимости от того, о какой программе идет речь, может расширяться или изменяться список документов, поэтому в каждом конкретном случае его следует уточнить в том органе, куда будет подаваться заявление о предоставлении субсидии.
Жилищные сертификаты – это особые ценные бумаги, которые позволяют приобрести жилье или его часть в собственность (если речь идет о части жилья, то другая часть приобретается за счет собственных средств или средств ипотечного займа) тем лицам или семьям, в которых существующие жилищные условия являются неудовлетворительными. Однако, для участия в таких программах следует тщательно подготовить все имеющиеся документы, так как придется неоднократно подтверждать свой статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, а документы должны быть юридически чистыми.