Zakonometr
Назад

Государственная помощь и субсидии

Далеко не все лица, проживающие на территории Российской Федерации, имеют надлежащие условия для проживания. Именно для того, чтобы улучшить условия жизни некоторых категорий, существуют специальные программы государственного субсидирования приобретения жилья или улучшения существующих жилищных условий. Главным условием предоставления такой субсидии является обязательное целевое её расходование, то есть использование для улучшения существующего жилья, а также приобретения или строительства нового, если других вариантов не имеется.

Виды субсидий по законодательству

В настоящее время регулирование вопросов, связанных с предоставлением субсидий для улучшения жилищных условий, находится в ведении Жилищного Кодекса Российской Федерации. Во исполнение положений данного нормативного акта принимаются специальные ведомственные нормативные акты, а также федеральные и региональные нормативные документы, которые и определяют правила формирования тех или иных программ поддержки приобретения жилья.

В статьях 50 и 51 Жилищного Кодекса содержатся положения о нормах жилплощади, в соответствии с которыми человек или семья могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также формируется понятие лиц, нуждающихся в предоставлении субсидий для приобретения или улучшения имеющегося жилья.

В соответствии со сложившейся практикой применения государственных программ поддержки нуждающихся семей, в настоящее время выделяют следующие виды субсидий:

ипотека

  • ветеранам Великой Отечественной войны, а также участникам и ветеранам различного рода боевых действий;
  • инвалидам, получившим одну из нетрудоспособных групп инвалидности по состоянию здоровья (например, в силу врожденного заболевания или в случае получения серьезной травмы в ходе осуществления профессиональных обязанностей);
  • молодым и многодетным семьям, а также семьям, признанным нуждающимися по различным обстоятельствам, например, в силу наличия в семье ребёнка-инвалида;
  • молодым специалистам, работающим в сельской местности, если после завершения образовательного учреждения, предоставляющего высшее образование, не прошло три года (с даты, указанной в дипломе);
  • сотрудникам правоохранительных органов (полиции) и военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации;
  • сотрудникам бюджетной сферы, если осуществление их профессиональных обязанностей связано с государственной гражданской службой, либо такой человек относится к категории молодых специалистов на селе, работающих в сфере образования или здравоохранения.

Каждая из категорий граждан имеет право на предоставление субсидий на улучшение жилищных условий, если докажет, что нуждается в такой субсидии.

Необходимые документы

В каждом конкретном случае предоставления субсидий перечень документов разнится, однако есть общие для всех регионов и видов субсидий пакеты.

покупка квартиры

В них входят:

  • заявление о предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий или включение в соответствующую государственную программу;
  • паспорт заявителя и документы на детей (при их наличии);
  • справка о составе семьи (с указанием имеющихся иждивенцев);
  • документы, подтверждающие необходимость улучшения жилищных условий (акт обследования имеющегося жилого помещения, договор социального найма, подтверждающий, что площадь квартиры или дома, в котором проживает заявитель, не соответствует необходимым требованиям и другие аналогичные бумаги);
  • документы, подтверждающие отсутствие других помещений, пригодных для проживания.

В каждом конкретном случае могут потребоваться дополнительные бумаги.

Помощь ветеранам боевых действий

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление различного рода мер поддержки лицам, которые нуждаются в улучшении существующих жилищных условий, осуществляется в случае, если такие лица могут подтвердить тот факт, что улучшение жилищных условий им необходимо. Для этого они должны обратиться в уполномоченные государственные или муниципальные органы и встать в соответствующую очередь. Данный механизм в общем своем содержании является стандартным для всех категорий, которые имеют право на помощь от государства в отношении улучшения жилищных условий. Однако в каждой конкретной категории лиц, претендующих на государственные льготы в отношении существующих жилищных условий, есть свои нюансы.

Ветераны ВОВ

Так, в отношении ветеранов боевых действий (если они не относятся одновременно и к участникам, и ветеранам Великой Отечественной войны), не предусмотрен особый порядок получения льгот. Однако, в случае, если ветеран боевых действий погиб при исполнении служебного долга (например, даже после получения статуса ветерана он продолжал службу в органах внутренних дел и полиции или других силовых ведомств), получить жилье могут его члены семьи (при условии, что в очередь встал именно ветеран).

Подать заявление на улучшение жилищных условий и постановку в очередь в соответствии с нормами статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» могут не только сами ветераны боевых действий, но и члены их семей. Отказать в приеме документов им не вправе, так как данная норма зафиксирована в качестве обязательной на уровне федерального законодательства.

Ветерана боевых действий и членов его семьи, проживающих с ним совместно, могут признать нуждающимся в улучшении жилищных условий в случае, если на одного человека приходится менее 18 кв. метров жилья. Если речь идет о ветеране Великой Отечественной войны, то для них и членов их семей норма не может быть меньше 36 кв. метров общей жилплощади.

Так как предоставление субсидии ветеранам боевых действий осуществляется из федерального бюджета, то и направлять заявление следует в органы субъекта федерации по месту постоянного проживания и постоянной регистрации. Только в таком субъекте будут предоставлена жилплощадь или безвозвратная субсидия на приобретение жилья.

Бумаги

Для того, чтобы подтвердить свой статус нуждающегося, ветерану придется подготовить пакет документов, направляемых в специальный орган субъекта федерации, куда, кроме перечисленных выше общих документов, будут входить:

  • удостоверение ветерана боевых действий, оформленное в органах социальной защиты;
  • справка об отсутствии ранее использованных государственных субсидий на улучшение жилищных условий;
  • при наличии инвалидности – документы, подтверждающие медицинскую группу здоровья (справка из медицинского учреждения, документы о присвоении группы и т.д.).

Поданное заявление вместе с предоставленными документами рассматривается в течение одного месяца, после чего заявителя либо включают в перечень нуждающихся лиц, либо высылают мотивированный отказ.

Пособие для инвалидов

Инвалидам, как и ветеранам боевых действий, предоставление льгот на улучшение жилищных условий осуществляется на уровне федерального бюджета. Поэтому подавать документы следует в соответствующий орган федеральной власти.

материнский капитал

К перечисленным выше обязательным для подачи документам необходимо приложить также:

  • справку или другие медицинские документы об установлении группы инвалидности по причине проблем со здоровьем;
  • справку или иные документы из органов социальной защиты, которые подтверждают необходимость предоставления жилья в связи с несоответствием существующих условий санитарным и социальным нормам для проживания.

Кроме того, могут потребоваться другие документы, которые характерны для того или иного региона, например, подтверждающие основание присвоения инвалидности (например, если речь идет об участнике мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.). Зачастую предоставление дополнительных документов может ускорить процесс предоставления субсидии на улучшение имеющихся жилищных условий.

Сотрудники полиции

Данная категория лиц, нуждающихся в улучшении тех условий, в которых они проживают, получает субсидии на такое улучшение также из федерального бюджета. Однако обращение для постановки на учет осуществляется по месту службы, то есть в региональную комиссию органов внутренних дел по предоставлению государственных субсидий.

документы на аренду земельного участка

Для того, чтобы попасть в очередь на улучшение жилищных условий, необходимо, кроме указанных выше документов, предоставить:

  • документы, подтверждающие стаж службы в органах полиции (копии приказов о приеме на службу, о переводе в то или иное подразделение, если такой перевод оказал влияние на расчет обязательного срока для прохождения работы и т.д.);
  • документы, подтверждающие звание в рамках правоохранительных структур (если оно может оказать влияние на размер субсидии и срок ее предоставления);
  • документы об имеющихся возможных льготах у сотрудника правоохранительных органов (например, о признании участником боевых действий или сокращении срока службы до получения выслуги и т.д.).

Подать заявление на включение в очередь как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно только в том случае, если сотрудник органов внутренних дел и полиции достиг возраста выхода на пенсию по выслуге лет.

Рассмотрение документов происходит в течение одного-трех месяцев с момента предоставления полного пакета в комиссию. В каждом конкретном регионе срок может отличаться в зависимости от внутреннего регламента работы комиссии и ее загруженности.

Бюджетники

Данная категория лиц, которая может рассчитывать на улучшение жилищных условий, получает свои субсидии из регионального бюджета. В связи с этим подача документов может быть осуществлена в региональные и муниципальные уполномоченные органы.

Субсидии, которые предоставляются бюджетникам, носят возвратный характер, то есть в течение определенного времени средства или их часть должны быть возвращены в бюджет.

Как правило, такая рассрочка предоставляется в случае, если государство полностью берет на себя обязательство оплатить приобретаемое жилье (своего рода аналог ипотеке, но без уплаты процентов, кредитором в этом случае выступает государство).

покупка квартиры

Подаваемые документы, кроме перечисленных выше, должны содержать также:

  • документы, подтверждающие профессиональную принадлежность к бюджетной сфере и стаж работы в ней;
  • если речь идет о молодом специалисте системы образования и здравоохранения, работающего на селе, то потребуется также предоставление диплома о получении высшего образования (с момента получения диплома не должно пройти больше трех лет).

Как и в отношении других категорий, поданное заявление рассматривается в течение месяца с момента подачи полного пакета документов.

Субсидии на улучшение существующих жилищных условий или покупку жилья государство может предоставлять как из средств бюджета федерального, так и регионального или муниципального уровней. Для того, чтобы получить такую субсидию, необходимо подтвердить свой статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и подготовить пакет документов, подтверждающих право на получение такой материальной помощи от государства.