Для чего нужна временная регистрация и как ее правильно оформить при наличии постоянной прописки?

Место постоянного или временного проживания лиц, находящихся на территории РФ, в обязательном порядке фиксируется в управлении МВД по вопросам миграции. Наличие постоянной прописки не освобождает граждан РФ от необходимости регистрироваться по месту проживания в другом городе, если срок такого проживания составляет более 3 месяцев.

Постоянная и временная прописка

Под пропиской, или регистрацией, понимается фиксация сведений о местонахождении физических лиц на территории России органами регистрационного учета. Существует два основных типа регистрации:

  • постоянная;
  • временная.

Постоянная регистрация осуществляется в населенном пункте, где гражданин проживает большую часть календарного года. Основанием для получения постоянной регистрации может являться:

  • право собственности на жилую недвижимость;
  • договор социального найма с местным муниципалитетом;
  • право на проживание в квартире по завещательному отказу;
  • право на проживание в квартире бывшего супруга или родственника.

Постоянная прописка в квартире супруга может быть сохранена после расторжения брака по решению суда, если данная жилплощадь для другого супруга является единственной.

Место постоянной прописки обозначается в паспорте специальным штампом. Такая прописка не имеет срока давности и может быть прекращена только по решению суда или вследствие утраты права на жилое помещение (например, после продажи или обмена квартиры).

Временная прописка, или регистрация по месту пребывания, фиксирует местонахождение гражданина во временных пунктах его остановки:

  • гостиницах;
  • общежитиях;
  • командировочных квартирах;
  • лечебных учреждениях;
  • воинских частях;
  • местах лишения свободы;
  • закрытых территориальных зонах.
Временная регистрация может быть выдана гражданину собственником жилой квартиры по договоренности с ним, при этом важно соблюдать требования региона к минимальной жилплощади на человека, чтобы избежать признания регистрации фиктивной. Минимальная площадь на человека в большинстве регионов составляет 12-15 кв. м.

Оформление временной регистрации возможно на срок от 5 дней до 60 месяцев, но обязательной данная процедура становится при пребывании на новом месте дольше 90 дней.

Правовое регулирование

Законодательное регулирование регистрации граждан на территории России осуществляется:

миграция

Закон № 5242 определяет базовые понятия миграционного законодательства, а также основания для получения и утраты постоянной прописки. В Постановлении № 713 описана процедура получения регистрации на постоянной и временной основе, а также порядок снятия с учета по месту жительства или пребывания.

Ст. 11 закона № 115 устанавливает правила перемещения внутри страны для иностранных лиц.

Ст. 19.15.1 КоАП устанавливает штраф за проживание граждан дольше 90 дней в населенном пункте без регистрации в размере от 2000 до 3000 рублей, причем за проживание без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составит 3000-5000 рублей.

Оформление временной регистрации

Временную регистрацию при наличии постоянной прописки необходимо оформлять в следующих случаях:

  • при поступлении на учебу в иногороднее учебное заведение;
  • при командировке;
  • в целях легализации своего пребывания в крупных городах;
  • для уменьшения размера квартплаты по основному месту жительства за время отсутствия;
  • для получения возможности получать медицинскую помощь и устраиваться на работу в новом городе.
Если иногороднее учебное заведение предоставляет общежитие, то заселившиеся студенты в обязательном порядке получают временную регистрацию. Командировочным справка о регистрации в гостинице позволяет отчитываться перед руководством, а также делать перерасчет по квартплате за время своего отсутствия.

Кроме того, получить работу, банковский кредит или стационарную медпомощь в крупном городе без временной прописки нельзя.

Получение временной прописки при наличии постоянной в другом городе происходит следующим образом:

  1. Прибывший в город гражданин заселяется в общежитие или служебное жилье и получает у коменданта ордер на проживание.
  2. Происходит обращение в регистрирующий орган по месту временного проживания с документами и заявлением о регистрации.
  3. Регистрирующий орган (отделение миграции местного ОВД) проверяет документы и выдает свидетельство о регистрации по месту пребывания в виде отдельного документа с печатью.

Для обращения в отдел миграции потребуются следующие документы:

  • паспорт РФ;
  • ордер, выданный при заселении;
  • заявление.

Типовая форма заявления приведена в Приложении № 4 к Приказу МВД № 984. В заявлении нужно изложить просьбу зарегистрировать обратившееся лицо по новому адресу, а также указать следующие сведения:

  • ФИО, контактные и паспортные данные заявителя;
  • адрес основной прописки;
  • время планируемого пребывания на новом месте (дата прибытия и убытия);
  • адрес нового места проживания;
  • способ получения свидетельства о регистрации (на руки или по почте);
  • дата и подпись.
Проверка документов и выдача свидетельства о регистрации занимает не более 8 дней. Важно учесть, что для получения временной прописки не нужно выписываться с основного места жительства. Начиная с 2008 года, изъятия паспорта на время оформления свидетельства также не происходит. Образец заявления можно скачать здесь.

Оформление регистрации при отсутствии прописки

Отсутствие постоянной прописки создает для гражданина значительные сложности при взаимодействии с коммерческими и бюджетными организациями. Данная ситуация может возникнуть в следующих случаях:

  • при отчуждении единственного жилья в собственности;
  • при выселении из муниципальной квартиры за нарушение правил проживания;
  • при утрате родственных связей с собственником жилплощади.

Лицо без прописки имеет право оформить временную регистрацию на общих основаниях (п. 24 Постановления № 713).

Если лицо без постоянной прописки не имеет оснований или средств для заселения в служебное жилье, гостиницу или частную жилплощадь, то получение временной регистрации происходит в местном отделе социальной защиты населения на основании заявления по общему образцу. Срок временной регистрации в таком случае устанавливается на основании договоренности с представителями социальной защиты в индивидуальном порядке с учетом жизненных обстоятельств регистрируемого.

Важно учесть, что отсутствие паспорта по причине потери или кражи не является основанием для отказа во временной регистрации.

Крупные города (Москва, Санкт-Петербург) выдают лицам без определенного места жительства, утратившим паспорт, специальное удостоверение, дающее право на получение ночлега и бесплатного одноразового питания.

Постоянная и временная регистрация фиксирует место проживания гражданина на территории РФ и дает право на получение кредита, медицинской помощи и возможность трудоустроиться. Чтобы избежать неприятностей при нахождении в другом городе, нужно носить с паспортом РФ свидетельство о временной регистрации и заблаговременно продлевать данный документ в отделе миграции МВД.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Поделиться:
Нет комментариев