Правила регистрации иностранных граждан на территории РФ: порядок, сроки, необходимые документы, ответственность за нарушение
Целый ряд нормативных документов в отрасли миграционной политики регламентирует порядок въезда и пребывания иностранных граждан на территории российского государства. Регулирование данных процессов ориентировано, в первую очередь, на обеспечение и реализацию прав и свобод иностранных граждан на территории РФ. В то же время к самим гостям из зарубежья выдвигается ряд требований в оформлении процедуры регистрации факта их нахождения в пределах российских границ.
Регулирующее законодательство в сфере регистрации иностранных граждан в России
Законодательную базу сферы миграционного учета граждан иностранных государств на территории РФ составляют такие документы:
- Конституция РФ — в Статьях 27, 62 декларируются права свободного перемещения и выбора места нахождения граждан, которые пребывают в пределах страны на законных основаниях, а также прочие гражданские права и обязанности иностранцев, находящихся на территории РФ;
- Закон «О правовом положении иностранцев в РФ» (ФЗ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года) регламентирует правовые нормы реализации миграционного учета граждан других стран по месту временного и постоянного нахождения;
- в Законе «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (ФЗ №114-ФЗ от 15 августа 1996 года) прописываются основные правила пересечения границ российского государства, декларируется перечень необходимых документов для въезда и выезда и другие вопросы миграционного учета;
- международные соглашения с теми или иными отдельными государствами — такими договорами регулируется порядок пересечения российских границ гражданами отдельной страны в рамках наличия или отсутствия визового режима;
- Постановление Правительства РФ №9 от 15 января 2007 года «Об осуществлении миграционного учета иностранцев в РФ» декларирует основные правила реализации данной процедуры, в частности, в вопросах регистрации мигрантов по месту жительства и временного пребывания.
Процедурный регламент регистрации постоянного и временного места проживания граждан-мигрантов в России
Согласно Постановлению №9 от 15 января 2007 года «Об осуществлении миграционного учета иностранцев в РФ», по прибытии на постоянное или временное место проживания на территории России в течение 7 рабочих дней персональные данные иностранных граждан должны быть внесены в базы регистрационного учета миграционных служб РФ. Для реализации данной процедуры иностранцу и принимающей его стороне следует обратиться в территориальные органы управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ с уведомлением о прибытии по специально установленному шаблону.
Для таких категорий граждан, как высококвалифицированные специалисты, а также для членов их семей, действует специальный регламент постановки на регистрационный учет: они могут быть освобождены от данных обязательств, если срок их временного пребывания в России не превышает 3 месяца (90 дней). Если же они являются уже зарегистрированными на постоянной основе на территории РФ и временно переезжают в другой город, становиться на учет по временному пребыванию не нужно, если период их нахождения там не превышает 1 месяц (30 дней).
По истечении 30 и 90 дней соответственно данные категории иностранных граждан должны также обратиться в органы ГУВМ МВД РФ с уведомлением о прибытии.
Куда обращаться
Подать документы для внесения данных о временном или постоянном нахождении иностранца можно:
- непосредственно в само миграционное ведомство по адресу проживания (органы ГУВМ МВД);
- через МФЦ;
- почтовым отправлением документов.
Документы, которые подаются при постановке на учет мигранта
Важно отметить тот факт, что уведомление о прибытии — это ключевое документальное основание проведения процедуры постановки на миграционный учет по месту нахождения и пребывания. Разработанный шаблон документа содержит следующие данные:
- сведения об иностранном гражданине (ФИО, пол, гражданство, место и дата рождения, профессия, данные документа, удостоверяющего личность, данные документа, регламентирующего правомерность временного или постоянного нахождения в России, цель приезда, адрес проживания в России);
- сведения о принимающей стороне — физическом или юридическом лице, которое предоставляет жилплощадь (ФИО, реквизиты гражданского паспорта, адрес проживания — для физлиц; название учреждения, фактический и юридический адреса компании, ИНН, ФИО и реквизиты документа ответственного представителя компании — для юридических лиц).
Помимо уведомления о своем прибытии, и сам иностранец, и принимающая его сторона должны подготовить отдельные пакеты документов. Для иностранного гражданина — это оригиналы и копии:
- паспорта для выезда за рубеж;
- миграционной карты;
- визы (для стран с визовым режимом).
В зависимости от того, кто выступает принимающей стороной (физическое или юридическое лицо), подаются следующие документы:
- Для физических лиц — гражданский паспорт и его копия, а также оригинал и копия правоустанавливающего документа на жилье, где будет проживать иностранец.
- Для юридических лиц перечень бумаг расширен. Сюда входят копии и оригиналы всех учредительных документов (Свидетельства о госрегистрации, о внесении записи в ЕГРЮЛ, ИНН, уведомления из Федерального статистического ведомства); приказа о назначении директора; паспорта директора; трудового контракта с иностранцем; правоустанавливающего документа на жиплощадь; координаты организации.
Сроки проведения процедуры
Как было отмечено выше, 7 дней после пересечения российских границ отводится иностранцам для информирования государственных миграционных органов и постановки на регистрационный учет в профильном ведомстве МВД.
Иные сроки регистрации иностранцев предусмотрены для граждан стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) — направить соответствующее уведомление им необходимо в течение 30 дней после прибытия, для граждан из Таджикистана этот срок установлен в пределах 15 дней.
Обязанности стороны, оказывающей прием
Обязанностью принимающей стороны является информирование российских миграционных служб о прибытии и размещении гостя из зарубежья, а также непосредственное заполнение и подача в установленные сроки бланка уведомления о его прибытии на основе сведений из личных документов (паспорта, визы, миграционной карты) с приложением в виде пакета других необходимых документов.
Ответственность за нарушение законодательных правил миграционной политики
Согласно законодательным нормам, при нарушении правил въезда и пребывания иностранцев на территории Российского государства ответственность наступает как для самого иностранного лица, так и для принимающей стороны.
От 2 до 5 тыс. рублей — в таком диапазоне могут колебаться штрафные санкции для нарушителя — иностранного лица, которого также могут выслать из страны с дальнейшим запретом на пересечение границ РФ.
От 2 до 4 тыс. рублей штрафа может уплатить принимающая сторона — физическое лицо. От 35 до 70 тыс. рублей — в таком диапазоне могут оштрафовать руководителя компании-нарушителя, в то время, как саму компанию могут обязать уплатить штраф в размере от 400 тыс. до 1 млн. рублей. Особо крупные нарушения могут быть чреваты для компании принудительным приостановлением производственной деятельности в течение 1-3 месяцев.
Таким образом, российское миграционное законодательство предусматривает строгий регламент реализации процедуры регистрации по месту временного и постоянного пребывания граждан, въезжающих в Россию из зарубежных стран. Выполнение всех правил въезда, а также нахождения иностранца в пределах российских границ является неукоснительным как для самого зарубежного гостя, так и для принимающей его стороны. Нарушения законодательного регламента чревато крупными финансовыми санкциями как для физических, так и для юридических лиц, а самому иностранцу грозит принудительной высылкой из страны и даже запретом на въезд в будущем.