Как правильно оформить временную регистрацию при приезде в другой город и для чего это необходимо?
При приезде в другой город граждане РФ могут обращаться в различные учреждения и коммерческие банки только после постановки на учет в местом отделе миграции МВД. Порядок регистрации зависит от цели приезда в населенный пункт, планируемом сроке проживания и правового статуса приезжего.
Цели и основания для получения временной регистрации
Под регистрацией понимается юридическая фиксация сведений о месте постоянного или временного проживания гражданина. Данной процедурой после упразднения УФМС в 2016 году занимается управление по вопросам миграции МВД.
Временная регистрация необходима иногороднему лицу для следующих целей:
- получения возможности официального трудоустройства;
- получения кредита в местном банке;
- обращения в медицинское учреждение;
- проведения перерасчета квартплаты по основному месту жительства;
- отчетности перед работодателем.
Для лиц, отправленных в командировку или на стажировку в другой город, справка о регистрации является одной из форм отчетности. Оформить кредит или получить медицинскую помощь (кроме скорой) без временной регистрации в чужом городе также невозможно.
Основанием для получения регистрации может являться:
- наличие права собственности на помещение;
- заявление от собственника помещения;
- ордер на проживание, выданный комендантом служебного жилья или студенческого общежития;
- договор с частным наймодателем;
- договор с гостиницей или хостелом.
При наличии своего жилья в городе прибытия достаточно уведомить отдел миграции о прибытии через МФЦ и получить временную регистрацию. Если приезжий планирует останавливаться у родственника или в арендованной квартире, то обращаться в МВД должен собственник помещения.
В гостиницах приезжему достаточно предъявить паспорт и заполнить анкету, сотрудники отелей направляют документы на регистрацию в МВД самостоятельно и выдают проживающему гостю свидетельство о временной прописке на весь срок проживания.
Законодательное регулирование регистрации иногородних граждан осуществляется:
- законом № 5242;
- Постановлением Правительства № 713;
- нормативными актами муниципалитетов.
Закон № 5242 устанавливает общие определения и правила регистрации граждан на территории РФ, Постановление № 713 описывает процедуру оформления временной регистрации, а местные нормативные акты определяют дополнительные правила пребывания в городе.
На всей территории РФ иногородние могут находиться без оформления регистрации в течение 3 месяцев (п. 9 Постановления № 713), но в Москве и Санкт-Петербурге штрафы за пропуск данного срока составят от 3000 до 5000 рублей, в то время как в остальных городах штраф колеблется в пределах от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 19.15.1 КоАП).
На территории Республики Крым и города Севастополя действуют общие для страны сроки пребывания иногородних без регистрации - не более 3 месяцев, но срок оформления временной прописки в Крыму может быть дольше среднего по стране.
Исключением является город Сочи - по прибытию нужно оформить временную регистрацию в течение 3 суток, в противном случае придется заплатить штраф от 2000 до 3000 рублей.
Максимальный срок временной прописки составляет 5 лет, по прошествии которых необходимо переоформлять свидетельство о регистрации.
Порядок оформления регистрации
Если приезжий остановился в квартире родственника, то получение регистрации происходит в следующем порядке:
- Собственник помещения, предоставивший жилплощадь приезжему, обращается вместе с приезжим в отдел миграции МВД с заявлением о регистрации приезжего родственника.
- Приезжий подает заявление о регистрации вместе с документами.
- Заявление рассматривается в течение 8 рабочих дней.
- При положительном решении приезжему выдается справка о регистрации.
Обращаться в отдел миграции можно через отделение МФЦ. Заявление от родственника приезжего заполняется в свободной форме. В тексте указываются полные паспортные данные приезжего и родственника, после чего излагается просьба зарегистрировать указанное лицо на жилплощади собственника.
Приезжий заполняет заявление о регистрации по форме № 1, утвержденной Приказом МВД № 984. Образец заявления можно скачать по ссылке.
В тексте заявления нужно указать следующие сведения:
- наименование отдела миграции МВД;
- ФИО, телефон и паспортные данные приезжего;
- дата начала и окончания регистрации;
- ФИО родственника, предоставившего жилье;
- основание для регистрации;
- способ получения свидетельства (лично или по почте);
- дата и подпись.
Основанием для регистрации нужно указать заявление родственника. Также в МФЦ нужно представить:
- оригиналы паспортов приезжего и собственника помещения;
- выписку из ЕГРН о праве собственности на жилье;
- справку о количестве прописанных лиц.
Госпошлина за оформление временной регистрации не взимается. Справка о прописанных необходима отделу МВД для проверки возможного чрезмерного уплотнения квартиры. Максимальное число прописанных лиц на единице жилплощади устанавливается местными законами.
Если приезжий остановился в квартире, нанятой у частного лица, то для оформления регистрации присутствие наймодателя не требуется, а в качестве основания для оформления регистрации нужно указать реквизиты договора найма и прикрепить копию такого договора к заявлению.
Получение временной прописки в муниципальном служебном жилье или бюджетном общежитии происходит следующим путем:
- Приезжий заселяется и получает ордер на проживание от коменданта.
- Вместе с ордером и другими документами приезжий обращается в МФЦ и подает заявление на регистрацию.
- Заявление рассматривается, и при положительном решении выдается свидетельство о регистрации.
В крупных государственных общежитиях существует собственная служба, осуществляющая прием документов на регистрацию и их отправку в отдел миграции МВД, при этом максимальный срок получения свидетельства о регистрации с момента заселения может быть увеличен с 8 до 14 рабочих дней.
Отказ в выдаче временной регистрации может быть получен, если приезжий указал недостоверные данные в заявлении или уже имеет действующую регистрацию на территории данного муниципалитета.
Важно учесть, что отделы миграции МВД в Москве и Санкт-Петербурге могут отказать в оформлении временной регистрации, если обратившийся гражданин имеет постоянную прописку на территории Московской или Ленинградской областей соответственно, даже при нахождении места такой прописки за пределами муниципалитета (п. 14 Постановления № 713).
Регистрация по месту пребывания в другом городе позволяет приезжему полноценно реализовывать свои гражданские права – устраиваться на работу, оформлять кредиты и получать медицинскую помощь в условиях стационара. Чтобы избежать отказа в выдаче свидетельства, нужно аккуратно заполнять заявление и указывать реальные данные о себе, а также сверять количество уже прописанных лиц с нормативами уплотнения жилплощади в регионе.