Получение, продление и переоформление патента иностранными гражданами, работающими на территории РФ
Существуют различные способы законного оформления иностранных граждан на территории РФ. Приобретение патента является одним из таких способов.
Назначение патента
Патент мигранта - это документ, позволяющий гражданину, прибывшему на территорию РФ в безвизовом порядке, осуществлять трудовую деятельность в каком-либо субъекте страны.
Задействовать в работе иностранца с патентом могут:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы;
- адвокаты;
- иные лица, проходящие по закону государственную регистрацию, лицензирование;
- граждане РФ, не являющиеся официальными организациями, но нуждающиеся в помощи по хозяйству.
Кто оформляет
Оформить документ может сам приезжий гражданин либо уполномоченная организация.
Уполномоченные организации наделяются властью субъекта правом принятия решения о предоставлении иностранцам, не имеющим визы, разрешения на работу на территории данного субъекта. Разрешение оформляется в виде патента.
В ряде регионов уполномоченными организациями являются ФГУП "Паспортно-визовые сервисы" МВД РФ. Также функции могут возлагаться и на другие хозяйствующие субъекты - некоммерческие организации, бюджетные казенные учреждения.
Как оформить
Статья 13.3 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон) определяет, что в течение 30 дней от въезда на территорию страны гражданин самостоятельно либо через уполномоченную организацию предоставляет перечень необходимых документов в орган власти в сфере миграции - территориальный отдел ГУВМ МВД РФ.
Перечень документов следующий:
- заявление;
- удостоверение личности;
- миграционная карта;
- полис ДМС либо договор о платных медицинских услугах в организации, находящейся в регионе пребывания мигранта;
- подтверждение отсутствия наркотической зависимости;
- подтверждение отсутствия инфекционных заболеваний;
- сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
- подтверждение владения русским языком, наличия знаний в области российского законодательства и истории;
- квитанция, подтверждающая оплату штрафа при нарушении установленных законом сроков по оформлению патента;
- документы, подтверждающие постановку на учет по месту пребывания.
Отказ в приеме заявления не допускается, за исключением ряда случаев, к которым относятся:
- непредставление необходимых сведений;
- запрет на выдачу патентов на территории страны на определенный срок;
- отказ в выдаче, переоформлении документа, полученный в течение 12 месяцев, предшествующих обращению;
- аннулирование документа в течение 12 месяцев, предшествующих обращению.
Орган власти, в распоряжение которого попадают документы мигранта, осуществляет их рассмотрение. Достоверность предоставленных сведений проверяется путем направления соответствующих запросов.
В течение 10 дней от момента получения заявления орган власти принимает решение о выдаче патента либо об отказе в удовлетворении запроса гражданина.
Документ выдается непосредственно гражданину. Для его получения необходимо предоставить в орган власти удостоверение личности и подтверждение оплаты налога на доходы физического лица, внесенной авансом за период действия патента.
В течение 2 месяцев гражданин должен самостоятельно или через почту предъявить в орган власти трудовой договор (или договор подряда), заключенный им с работодателем.
Выданный патент содержит следующую информацию:
- фотография иностранного гражданина;
- ФИО;
- дата рождения;
- гражданство;
- реквизиты удостоверения личности;
- ИНН;
- профессия;
- территория действия документа;
- кем выдан;
- дата выдачи.
Достоверность документа подтверждается его серией, номером, голограммой и штрих-кодом.
Если владелец патента планирует работать не по той специальности, которая указана в документе, ему необходимо обратиться в уполномоченный орган для внесения соответствующих правок в бланке.
Продление регистрации
Срок действия документа - 1-12 месяцев. В рамках 12 месяцев регистрация гражданина может неоднократно продлеваться на 1 месяц и более.
Срок продления документа соответствует периоду, за который был внесен авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц.
Статья 13.3 Закона определяет, что за 10 рабочих дней до окончания 12-месячного срока действия документа гражданин может обратиться в орган власти с целью переоформления патента.
Для этого необходимо подготовить следующие документы:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- миграционную карту;
- документы, подтверждающие оплату налога авансом за установленный период;
- полис ДМС либо договор о платных медицинских услугах в организации, находящейся в регионе пребывания мигранта;
- подтверждение отсутствия наркотической зависимости;
- подтверждение отсутствия инфекционных заболеваний;
- сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
- подтверждение владения русским языком, наличия знаний в области российского законодательства и истории;
- ходатайство работодателя, заинтересованного в переоформлении патента;
- трудовой договор (или договор подряда).
В течение 10 дней от момента получения заявления орган власти принимает решение о переоформлении патента либо об отказе в переоформлении.
Срок действия переоформления - 1-12 месяцев. В рамках 12 месяцев срок может неоднократно продлеваться на 1 месяц и более.
Стоимость
Размер ежемесячного платежа за патент в каждом регионе устанавливается на местном уровне в соответствии с региональным коэффициентом-дефлятором. Средний размер авансового платежа за месяц патента составляет от 3 до 5 тыс. рублей. Так, в Москве ежемесячная стоимость патента в 2018 году - 4,5 тыс.рублей.