Штрафные санкции за несвоевременную регистрацию места жительства или ее отсутствие в соответствии с административным законодательством РФ

Конституционные нормы декларируют право каждого гражданина на свободное перемещение в пределах страны и индивидуальный выбор места проживания в любом населенном пункте на временной или постоянной основе. Вместе с тем обязанность уведомить государственные миграционные службы о месте своего нахождения или постоянного проживания в регламентированный срок — строгое законодательное требование, нарушение которого чревато наступлением административной, а в некоторых случаях даже уголовной ответственности.

Какие сроки постановки на учет по временному и постоянному месту жительства регламентированы российским законодательством

Регистрация места проживания по постоянному или временному месту проживания — процедура, которую в обязательном порядке должны пройти как граждане РФ, так и иностранцы, прибывающие сюда на определенный срок.

7 дней на прописку — такой временной промежуток устанавливается законом для граждан, меняющих место жительство на постоянной основе. В течение аналогичного срока иностранные граждане должны уведомить миграционные службы о своем прибытии в Россию и пребывании по конкретному адресу.

Если же российский гражданин отбывает из своего постоянного места жительства в другой регион и находится там дольше 3 месяцев, закон обязывает его зарегистрироваться по новому актуальному адресу временного пребывания, при этом постоянная его прописка, о чем свидетельствует штамп в паспорте, не отменяется. Таким образом, 90 дней — это законодательно регламентированный срок для постановки на учет по временному фактическому месту жительства для россиян, которые по тем или иным причинам проживают не по адресу прописки.

Законодательная база вопросов

Правовое регулирование сферы постановки граждан на учет по месту проживания или временного нахождения осуществляется рядом нормативных актов, ключевыми среди которых являются:

молоток судьи

  • Закон «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места проживания» (ФЗ № 5242-1-ФЗ от 25 июня 1993 года);
  • Правила постановки граждан на регистрационный учет (Постановление Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года);
  • Закон «Об изменениях в законодательные акты в сфере постановки на учет» ФЗ №376 от 21 декабря 2013 года;
  • статьи 19.15.1-19.15.2 КоАП РФ.

В двух последних документах излагается порядок наступления административной ответственности в виде штрафных санкций для тех, кто проживает по адресу без прописки, а также для тех, кто нарушает правила постановки на регистрационный учет по месту постоянного или временного проживания.

По каким причинам образуется просроческому месту проживания в течение определенного времени.

В соответствии с пояснениями к статьям 19.15.1-19.15.2 КоАП РФ, под «просроченной регистрацией» понимается превышение срока, который отводится гражданам для постановки на учет: 7 дней — для получения постоянной прописки и 90 дней — для осуществления временной регистрации по фактическому месту проживания в течение определенного времени.

Отсутствие прописки, по сути, также может считаться просрочкой постановки на учет, поскольку человек не осуществил регистрацию в регламентированный законом срок.

Если с отсутствием постоянной прописки все очевидно, то в вопросе превышения разрешенных сроков для получения свидетельства временной регистрации по фактическому месту пребывания есть некоторые нюансы. Причиной просрочки получения временной прописки может быть как отсутствие законодательных оснований для регистрации (договора аренды или договора на проживание, разрешения владельца жилья и пр.), так и личное игнорирование законодательных требований уведомления госорганов о своем временном местонахождении.

Штрафы за просроченную регистрацию

Примечательно, что штрафы за просроченную регистрацию и игнорирование требований закона встать на временный регистрационный учет грозят не только непосредственным нарушителям, но и тем, кто допустил их проживание на своей территории, при этом размер санкций для владельцев жилья может быть значительно больше.

Согласно статье 19.15.2 КоАП РФ, нарушение регламента получения временной или постоянной прописки чревато для гражданина штрафом в размере от 2 до 3 тыс. рублей, а для владельца жилплощади — штрафом в размере от 2 до 5 тыс. рублей. Значительно больше будут вынуждены заплатить должностные лица, допустившие проживание физического лица с несвоевременной регистрацией — закон предусматривает для них финансовую санкцию в размере от 25 до 50 тыс. рублей.

Отдельным пунктом в статьях выделены увеличенные размеры штрафов для тех, кто проживает без постановки на учет и предоставляет жилье в Москве и Санкт-Петербурге. Лица с просроченной регистрацией обязаны заплатить здесь от 3 до 5 тыс. рублей, собственники жилплощади — от 5 до 7 тыс. рублей, должностные лица — от 30 до 50 тыс. рублей, а организации — от 300 до 800 тыс. рублей.

Наибольшие санкции могут коснуться юридических лиц — от 250 до 750 тыс. рублей может заплатить нарушитель при выявлении проживания на его территории лица с просроченной пропиской.

Аналогичные размеры санкций накладываются на тех, кто и вовсе проигнорировал требование постановки на учет и проживает без временной или постоянной регистрации. Согласно законодательным пояснениям, срок превышения разрешенного временного промежутка для постановки на учет на размер штрафа не влияет. Определяющими факторами в установлении штрафной санкции являются обстоятельства совершения данного деяния, которые выясняются в ходе разбирательства миграционных служб.

Как избежать штрафа?

Примечателен тот факт, что административное законодательство допускает возможность избежания необходимости уплаты штрафов за просроченную прописку в случаях, когда физические лица:

  • проживают без временной регистрации, но в паспорте имеют штамп о постоянной прописке в пределах населенного пункта или федерального субъекта;
  • проживают в квартире близкого родственника (касается родственных отношений супругов, родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек).

Уплата штрафа за просроченную регистрацию

Протокол о выявлении просроченной регистрации, составленный уполномоченным инспектором территориального миграционного ведомства МВД РФ — документальное основание для выставления платежного обязательства по внесении суммы штрафных санкций.

Лицу, которое привлекается к административной ответственности, вручается квитанция с реквизитами для уплаты. На погашение штрафа нарушителю отводится 2 месяца с момента вручения соответствующего уведомления.

расходы

Произвести оплату штрафа за просроченную прописку можно несколькими способами:

  • через любое банковское отделение;
  • посредством интернет-банкинга с Личного кабинета путем самостоятельного ввода платежных реквизитов;
  • через платежные терминалы;
  • в кассах, которые функционируют при миграционных ведомствах.

Таким образом, утверждение строгих административных санкций в виде значительных финансовых штрафов нацелено на ужесточение контроля за своевременной реализацией процедуры постановки на регистрационный учет по месту проживания и временного пребывания граждан. Нарушителями процедуры при отсутствии прописки в указанный срок являются как непосредственно сам гражданин с просроченной регистрацией, так и владелец помещения — физическое или юридическое лицо, предоставившее жилплощадь. А избежать нарушения можно лишь в регламентированных законом исключительных случаях.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Поделиться:
Нет комментариев