Временная регистрация граждан РФ: правила оформления и необходимые документы для получения свидетельства. Как сделать временную регистрацию по месту пребывания граждан РФ?
Временная регистрация на сегодняшний день является обязательной для всех тех лиц, которые отсутствуют по месту своего постоянного проживания более девяноста дней и все это время находятся в других местах. Однако ее оформление необходимо только в том случае, если в месте пребывания такой человек находится более девяноста дней. Данное правило распространяется на граждан Российской Федерации независимо от того, по каким основаниями и на какой срок, превышающий указанные девяносто дней, он прибыл в место своего пребывания. Каким образом должна быть оформлена временная регистрация, и какие документы потребуются для такого оформления?
Понятие и нормативная основа
Временная регистрация – это особая форма регистрационного учета населения Российской Федерации, которая используется не только для контроля за количеством населения, проживающего в том или ином регионе, но и для того, чтобы обеспечить нуждающимся категориям граждан доступ к определенным благам, в том числе социальной направленности.
Временная регистрация является необходимой формой, которая должна быть использована для тех граждан РФ, которые пребывают в месте, отличающемся от места своего постоянного жительства, сроком более девяноста дней.
В отношении иностранных граждан политика их миграционного учета существенно строже – временная регистрация им должна быть оформлена не более, чем за семь дней с момента прибытия в место временного нахождения.
Требования об обязательности наличия временной регистрации сформулированы в действующем на сегодняшний день миграционном и регистрационном законодательстве в отношении всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации. В частности, речь о наличии временной регистрации в обязательном порядке идет в законодательных актах:
- Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…», принятом в 1993 году (именно этим законом было ликвидировано понятие прописки и сформулированы пришедшие ему на замену термины постоянной и временной регистрации);
- Постановлениях Правительства Российской Федерации, которыми утверждались специальные Правила для проведения мероприятий по постановке граждан РФ на регистрационный учет по месту постоянного жительства или временного пребывания;
- административных регламентах Главного Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые выступают в качестве основного правового регулятора для проведения процедуры постановки на учет путем получения временной регистрации;
- Кодекса об административных правонарушениях, в рамках которого происходит установление ответственности за проживание по месту временного пребывания более девяноста дней без получения соответствующего регистрационного документа.
В рамках указанных нормативных актов содержатся также требования к тому, чтобы оформленная временная регистрация давала своим обладателям право не только стоять на регистрационном учете в миграционных органах, но также и проживать в том помещении, в котором такой человек стоит на учете. В связи с распространением так называемых резиновых квартир получил широкое использование термин «легальная регистрация». Данный термин в действующем законодательстве не указан, однако на практике используется достаточно часто и означает обладание не только документальным подтверждением наличия временной регистрации по месту пребывания, но также и фактически реализованным правом проживания по адресу регистрации.
Основания для получения
Оформление регистрации, независимо от того, о каком ее виде идет речь, происходит на основании двух документов: заявления самого регистрируемого лица или аналогичного документа, поданного собственником помещения, в котором проживает человек.
В том случае, если речь идет о собственном заявлении регистрируемого лица, то для оформления потребуется получение согласия собственника помещения (за исключением случаев, когда речь идет о регистрируемом лице, являющимся одним из собственников конкретного жилого помещения).
Если инициатором оформления регистрации выступает собственник жилья, то вся процедура принимает несколько иной вид, так как от собственника помещения поступает уведомление в миграционные органы о необходимости зарегистрировать с оформлением постоянной регистрации человека, обладающего гражданством Российской Федерации.
Сроки оформления
Для того чтобы оформить временную регистрацию по месту пребывания, гражданину Российской Федерации дается девяносто дней. В течение этого срока он имеет право подать документы в миграционные органы для того, чтобы встать на регистрационный учет. Однако постановка на учет в такой период времени должна быть осуществлена в том случае, если речь идет о проживании человека в месте его временного нахождения более девяноста суток с момента прибытия. В том же случае, если по месту пребывания он находится менее девяноста дней, то в отношении него требование миграционного законодательства о необходимости регистрации не действует.
Что касается регламентных сроков для оформления всех необходимых документов, то такие сроки установлены Административным Регламентом ГУ ВМ МВД России и составляют три дня с момента подачи полного пакета документов.
Если документы подаются путем обращения в многофункциональные центры, то срок обработки поданного заявления и сопровождающего пакета увеличивается до пяти-семи рабочих дней. При направлении документов путем заказного письма с использованием услуг Почты России срок обработки заявления также составит три дня, но отсчитываться они будут с момента поступления письма (самостоятельно этот срок можно рассчитать на основании даты вручения письма, указанной в уведомлении к нему).
Необходимые документы
Для того чтобы оформить временную регистрацию по месту пребывания, необходимо подготовить ряд специальных документов, которые будут сопровождать заявление о постановке на регистрационный учет. К числу обязательных документов относятся:
- паспорт заявителя, а также иные удостоверяющие личность документы на лиц, которые будут проходить процедуру получения временной регистрации (для детей, не достигших возраста четырнадцати лет, в качестве такого документа следует рассматривать свидетельство о рождении);
- Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая наличие права собственности на то жилое помещение, в котором происходит регистрация, а также указывает о возможном наличии обременений, которые могут по каким-то причинам ограничить возможности для проведения регистрационных действий (например, если такое обременение наложено вследствие решения суда, так как помещение признано непригодным для проживания и, соответственно, получения в нем временной или постоянной регистрации);
- согласие собственника помещения на проведение процедуры регистрации человека в его жилом помещении. Однако данный документ требуется не всегда – в том случае, если временная регистрация оформляется на ребенка родителем, уже имеющим временную или постоянную прописку в этом помещении, даже если родитель собственником не является, то согласие собственника не потребуется в соответствии с положениями семейного и миграционного законодательства, так как ребенок пользуется правом проживать совместно со своим родителем (на иных законных представителей это право не распространяется);
- для частных домов может потребоваться выписка из домовой книги или сама домовая книга, которая покажет количество лиц, получивших временную или постоянную регистрацию, а также временно выписанных для того, чтобы определить, есть ли нарушения санитарных и иных нормативов проживания зарегистрированных лиц.
Все перечисленные документы необходимо предоставить в виде оригиналов и копий (копии заверяют сами сотрудники миграционных органов, а в многофункциональных центрах потребуются только оригиналы, так как копии будут оформлены в электронном виде сотрудником, составляющим заявку на получение временной регистрации).
Оплата государственной пошлины для граждан Российской Федерации при этом не требуется (данная услуга является платной только для иностранных граждан и лиц без гражданства).
Правила оформления
Как уже говорилось выше, оформление временной регистрации должно быть произведено в течение девяноста дней с момента прибытия человека в место его временного нахождения. В противном случае на девяносто первый день на гражданина РФ, проживающего без регистрации, может быть наложен административный штраф в размере, установленном Кодексом об административных правонарушениях для конкретного региона проживания.
Оформить временную регистрацию можно в миграционных органах в соответствии с территориальным делением по месту собственно временного проживания. Обратиться в такие органы можно несколькими способами:
- путем непосредственного визита в территориальное подразделение по месту временного проживания (адрес можно узнать на сайте регионального управления Министерства внутренних дел в разделе, посвященном миграционным органам. Там же можно получить информацию о том, в какие сроки следует подавать документы, а также полный их перечень);
- с помощью обращения в многофункциональные центры, расположенные в регионе проживания (все документы в таких центрах оформляют их сотрудники, однако срок обработки заявления увеличивается в связи с возникновением необходимости пересылки документов в территориальные миграционные органы для их обработки и подготовки подтверждающего наличие временной регистрации свидетельства);
- с помощью использования заказного письма с уведомлением, отправленного через Почту России или другие компании, предоставляющие подобные услуги.
Ограничений о том, какой именно вариант лучше всего использовать, на сегодняшний день нет.
Порядок действий
Оформление временной регистрации как юридически значимый процесс состоит из следующих действий:
- подача заявления в миграционные органы. Как уже говорилось выше, сделать это можно одним из трех допустимых законом способов, каждый из которых самостоятельно выбирает заявитель;
- предоставление пакета документов, которые смогут подтвердить право на получение временной регистрации по месту временного нахождения гражданина РФ или его несовершеннолетнего ребенка;
- получение подтверждающего документа о наличии временной регистрации.
Образец заявления на временную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания в миграционные органы можно скачать по ссылке.
Никакие дополнительные шаги при оформлении временной регистрации не предусмотрены за исключением случая отправки документов посредством заказного письма, так как в таком случае количество шагов увеличивается на два:
- заверить у нотариуса все копии документов, направляемых в письме (так как отправляются именно копии всех документов, кроме заявления, а оригиналы остаются у заявителя);
- собственно отправить письмо с указанием той формы направления итогового свидетельства о временной регистрации, которая была бы удобна заявителю (путем личного вручения при визите в миграционные органы или выдачи в виде заказного письма с уведомлением о вручении).
Подтверждающие документы
В отличие от постоянной регистрации, о которой ставится специальный штамп в паспорте, временная регистрация подтверждается только специальным свидетельством независимо от того, в отношении кого оно оформляется – совершеннолетнего или несовершеннолетнего гражданина РФ. Образец свидетельства о временной регистрации можно посмотреть по ссылке.
В таком свидетельстве указываются следующие данные:
- кому выдан подтверждающий документ (фиксируются паспортные данные заявителя, что обяжет временно зарегистрированного гражданина обратиться за повторной регистрацией в случае изменения каких-либо персональных данных);
- адрес постановки на регистрационный учет;
- срок действия документа и, соответственно, срок действия самой временной регистрации (максимальный срок действия составляет пять лет для совершеннолетних лиц и до достижения восемнадцати лет – для несовершеннолетних. Однако если речь идет об оформлении временной регистрации для родителя несовершеннолетнего ребенка, то для родителя срок действия временной регистрации будет такой же, как и для его ребенка);
- дата и место выдачи свидетельства (место выдачи указывается в виде специального кода подразделения для облегчения последующей идентификации документа), а также подпись сотрудника, выдавшего свидетельство, и печать миграционного органа;
- подпись зарегистрированного лица.
Возможность оформления по доверенности
В некоторых случаях собственник помещения не может присутствовать лично при оформлении заявления на осуществление временной регистрации. В этом случае он может подготовить у нотариуса два документа: согласие на регистрацию гражданина РФ в жилом помещении и доверенность на представление интересов.
В случае если речь идет именно о доверенности, следует учитывать, что выдать ее на имя регистрируемого лица нельзя, так как это будет считаться прямым нарушением действующих норм права и может быть расценено как подлог документов.
Временная регистрация по месту пребывания – обязательная форма регистрационного учета для тех лиц, кто планирует находиться в том или ином месте в течение достаточно длительного времени. Для оформления такой регистрации существуют свои правила, порядок, а также перечень необходимых документов, которые утверждены на федеральном уровне и не могут изменяться.