Процедурный регламент снятия с регистрационного учета по месту постоянного проживания россиян: актуальные нормы на 2018 год
Российское законодательство выдвигает к гражданам строгие нормативные требования в оформлении регистрации места постоянного и временного проживания. В информационных базах данных миграционных служб, как главного ответственного органа за реализацию регистрационного учета, должны содержаться актуальные сведения о прописке россиян, данные снятия с регистрационного учета и история перемещений граждан. Рассмотрим, как происходит процедура выписки по месту жительства, согласно законодательным требованиям.
Снятие с регистрации по адресу проживания: условия реализации процедуры
Главным документом, регулирующим порядок реализации процедуры выписки из конкретного места постоянного проживания, являются “Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета” (Постановление Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года), где излагаются условия, способы процедуры, основания для ее реализации, перечень базовых документов и прочие нормы данных действий.
Согласно Правилам, аннулирование данных в регистрационном учете по месту проживания гражданина происходит в тех случаях, когда гражданин:
- переезжает на другое место проживания;
- отбывает в армию для несения службы;
- приговаривается к лишению свободы;
- является отсутствующим в течение 6 месяцев и более;
- является умершим;
- принудительно выселяется из квартиры;
- подает в миграционные службы заведомо ложные сведения.
Внимание! Решение судебного органа — документальное основание для совершения процедуры во всех вышеупомянутых случаях за исключением первых двух пунктов.
Основные способы выписки
Россияне вправе инициировать аннулирование своей прописки одним из двух способов:
- Перед отбытием на новый адрес проживания — то есть человек обращается в миграционные службы до того, как выедет из прежней квартиры. Там он получает талон убытия, который предоставит для новой прописки.
- По факту прибытия на новый адрес регистрации —человек может прибыть на новый адрес и подать документы на прописку без предварительной выписки из прежнего адреса. Новая регистрация автоматически аннулирует прежнюю прописку.
Основания для проведения выписки из адреса постоянного проживания
Основанием для аннулирования данных регистрационного учета является документальное подтверждение обстоятельств: заявление самого человека, повестка в армию, свидетельство о смерти, решение судебной инстанции или же органа, осуществляющего саму процедуру регистрации.
Какие документы следует предоставить
Для того чтобы сняться с прописки, гражданину следует подготовить и подать в органы ФМС (МФЦ или Госуслуги) минимальный пакет документов:
- специальное заявление, которое пишется непосредственно в представительстве уполномоченного органа;
- копия гражданского паспорта или свидетельства о рождении;
- выписка из домовой книги или из ЕГРН об имущественном объекте;
- копия военного билета (если человек призывается в армию);
- адресный талон убытия (оформляется на месте при подаче заявления).
Как составляется заявление о снятии с регистрационного учета
Несмотря на то что в официальном документообороте отсутствует утвержденный формат заявления на выписку, и регистрационные службы могут предлагать собственные бланки, запросы данного типа предполагают ряд требований к его оформлению.
В шапке документа прописывается его наименование, далее по тексту — указывается название регистрирующего органа, данные руководителя подразделения (ФИО и должность), куда направляется обращение. Здесь же, чуть ниже прописываются данные адресанта-заявителя с указанием его координат.
Основная часть документа — это непосредственное прошение гражданина снять его с регистрационного учета с указанием законодательного основания для выписки. В тексте заявления человек также указывает координаты нового места жительства.
Документ визируется самим заявителем в конце, здесь же ставится дата написания заявления. Образец заявления о снятии с регистрации по месту постоянного проживания можно скачать по ссылке.
Правовые особенности снятия с учета несовершеннолетних
Юридические особенности выписки из адреса места жительства несовершеннолетних детей определяются способом снятия с регистрационного учета.
В случае если имеет место выписка на основании заявления (добровольный формат), процедура предполагает стандартную последовательность. Родитель (опекун) или сам ребенок, достигший 14-летнего возраста, пишет заявление в органы ФМС, прилагая традиционный пакет документов. Важным обязательным требованием здесь является письменное подтверждение-согласие на выписку от второго родителя.
Если речь идет о снятии с регистрации ребенка по решению суда, родителю (или иному законному представителю) следует подать исковое заявление с изложением всех причин и обстоятельств данных действий, а также пакет подтверждающих документов (помимо стандартного перечня потребуются бумаги, подтверждающие обстоятельства дела). Обязательное требование в судебных рассмотрениях вопросов выписки детей — согласие на процедуру местных органов опеки и попечительства.
Следует учитывать тот факт, что российский закон допускает снятие ребенка с регистрационного учета лишь в том случае, если подтверждается факт его непроживания по конкретному адресу. При этом выписать несовершеннолетнего в никуда невозможно. Более того, бытовые условия представленного нового места жительства должны быть равноценны прежним или улучшены.
Выписка по решению судебной инстанции
Снятие с регистрационного учета на основании судебного решения подразумевает выписку в принудительном порядке.
Решение суда необходимо и в тех случаях, когда человек признается без вести пропавшим, является умершим или же приговоренным к судебному заключению. При этом право ходатайствовать о выписке из жилплощади через суд имеет только владелец имущественного объекта.
Собственник жилья инициирует судебное рассмотрение, а также предоставляет необходимые подтверждающие документы в суд. Если суд удовлетворяет такой иск, именно собственник квартиры занимается подачей в органы ФМС (МФЦ, Госуслуги) всех необходимых для выписки третьего лица бумаг.
Постановка на учет по новому месту жительства: порядок и сроки осуществления процедуры
В течение 7 суток после получения паспорта с отметкой о выписке человек обязан подать заявление на прописку по новому постоянному месту жительства. Если такой возможности нет, в течение 90 дней ему следует провести регистрацию по временному адресу проживания.
Такие сроки установлены Правилами осуществления регистрационного учета, и их нарушение влечет административную ответственность — отсутствие прописки в установленные периоды облагается финансовыми санкциями в размере от 2 до 5 тыс. рублей, согласно статье 19.15 КоАП РФ.
Для получения новой прописки гражданин подает в органы ФМС (МФЦ, Госуслуги) ряд базовых документов:
- заявление на прописку;
- гражданский паспорт;
- свидетельство о рождении (для несовершеннолетних);
- для собственника — правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, аренды, свидетельство права собственности и пр.);
- для несобственника —письменное заявление-согласие на прописку от владельца помещения;
- талон убытия (при совершении выписки перед выездом из прежнего адреса).
Регистрирующий орган после принятия и рассмотрения всех документов обязан осуществить процедуру в течение 3 рабочих дней. Ее результатом является отметка о новой прописке в гражданском паспорте взрослого гражданина. Процедура снятия и постановки на регистрационный учет для россиян осуществляется бесплатно.
Таким образом, аннулирование прописки по месту постоянной регистрации реализуется в добровольном порядке, а также посредством судебного рассмотрения. В первом случае речь идет о выписке при переезде на новое место проживания на основании заявления гражданина, во втором — о снятии с регистрационного учета по решению суда, если человек является без вести пропавшим, умершим, отбывает срок тюремного заключения или выселяется из квартиры принудительно.
Выписка несовершеннолетних происходит по заявлению взрослого ответственного лица, согласия второго родителя (а в некоторых случаях — согласия органов опеки) и возможна при предоставлении актуальных данных о новом месте постоянного проживания.