Сделка купли-продажи земельного участка
Сделки купли-продажи земельных участков по-прежнему остаются самыми распространенными видами сделок, связанных с землей. Все сделки, касающиеся земельного вопроса, регулируются Федеральным законом о государственной регистрации. Продать можно только участки, подлежащие кадастровому учету и имеющие индивидуальный номер. О цене и условиях продажи имущества продавец и покупатель договариваются лично.
Что из себя представляет оформление сделки купли-продажи земельного участка
Сделка о купле-продаже земельного участка оформляется в присутствии нотариуса. Договор о купле-продаже должен включать в себя следующие обязательные пункты:
- Предмет договора: здесь указывается местонахождение участка, регистрационный и кадастровый номера, общая площадь участка.
- Права и обязанности каждой из сторон (продавца и покупателя).
- Цена и порядок расчетов.
- Права третьих лиц.
- Ответственность сторон.
- Обстоятельства непреодолимой силы.
- Срок действия договора.
- Разрешение споров.
- Заключительные положения.
- Подписи сторон, печати.
Документы, которые необходимо предоставить для оформления сделки:
- Паспорт или заменяющий его документ.
- Справка, доказывающая принадлежность участка продавцу (берется в БТИ).
- Выписки из земельной книги, или иные документы, которые доказывают правовой режим участка и законность расположенной на нем недвижимости.
- Справка об отсутствии обременения по данным паспортного учета.
- Заявление.
- Квитанция об уплате гос.пошлины.
- Кадастровый план.
- Выписка из ЕГРП.
После оплаты пошлины и подписания договора сделка еще не считается законченной. Это происходит только после регистрации нового собственника в органах Росреестра.
Где можно оформить сделку купли-продажи земельного участка
Оформить сделку на сегодняшний день можно несколькими способами:
- Через многофункциональные центры (МФЦ) или ЕГРП.
- С помощью веб-сайта гос.органа.
- Почтой России.
Чтобы определить, какой из способов лучше и эффективнее, какие у каждого из них есть плюсы и минусы, ниже они будут подробно рассмотрены:
МФЦ или ЕГРП
МФЦ начали заниматься оформлением земельных участков, чтобы немного снять загруженность с ЕГРП. Этапы оформления:
- Все необходимые документы подаются в МФЦ или ЕГРП лично участниками сделки, либо их представителем.
- После принятия документов заявителю выдается расписка.
- в 10-дневнй срок сотрудник МФЦ (ЕГРП) подготовит документ, который подтверждает право владения участком.
Стоимость оформления зависит от назначения участка. Участки сельско-хозяйственного назначения обойдутся в 100 рублей за оформление, земли под ИЖС, дачного или подсобного хозяйства оплачиваются пошлиной в размере 350 рублей.
Плюсы данного метода:
- Можно быть уверенным в том, что документы точно дошли до нужного органа.
- Компетентность сотрудников.
- Все имеющиеся вопросы можно задать лично.
Минусы оформления в МФЦ (ЕГРП):
- Необходимость личного присутствия.
- Потеря времени. В подобных учреждениях нередки очереди.
- Если для подачи документов привлекаются сторонние специалисты или фирмы, то это повлечет дополнительные затраты на оформление.
С помощью веб-сайта гос.органа
Как и у любого другого гос. органа, у ЕГРП есть свой официальный сайт. С его помощью можно подать необходимые документы и оформить сделку купли-продажи земельного участка. Этапы подачи документов:
- Все документы должны иметь формат XML. Схемы заполнения бумаг представлены на сайте Росреестра.
- Если информация занимает больше одного листа, то она должна быть предоставлена в виде одного файла.
- Отсканированные или отфотографированные документы преобразуются в формат PDF.
- На следующий день после подачи информации заявитель получает уведомление в виде электронной формы о принятии документов.
Плюсы оформления через сайт:
- Нет необходимости лично являться в МФЦ.
- Экономия времени и сил.
- Отсутствие очередей.
Минусы онлайн-метода:
- Есть риск неправильного оформления сканированных копий.
- Подходит не для всех возрастных групп населения. Люди в возрасте предпочитают подавать документы «по старинке», лично в органы Росреестра.
- Сайт не всегда находится в рабочем режиме. Во время проведения на нем работ по изменению или наполнению контентом подача документов будет невозможна.
- Уведомление поступает не сразу после подачи, а только на следующий день.
Почтой России
Документы также можно отправить в органы Росреестра через отделения Почты России. Этапы проведения:
- Все документы отправляются ценным письмом через территориальное отделение почты.
- Если в заявлении будет указано, что решение о регистрации нужно прислать по почте, то являться лично на почту не придется.
- Подтверждение о регистрации также придет ценным письмом.
- Если регистрация будет приостановлена (при недостатке нужных документов), то заявитель будет по почте уведомлен об этом.
- Решение принимается в течение 30 дней с момента подачи документов.
Плюсы метода:
- Легкость в подаче документов по сравнению с подачей через МФЦ.
- Получить решение можно также по почте.
- В течение месяца можно отменить сделку, если возникли определенные обстоятельства для отмены.
Минусы оформления через почту:
- Наличие очередей в отделениях почты.
- Долгий срок рассмотрения (30 дней).
- Подтверждение о принятие документов получают не сразу, а спустя некоторое время.
С процедурой купли-продажи участков сталкиваются многие люди, поэтому знать порядок и способы подачи документов нужно знать, чтобы в дальнейшем этот вопрос не вызвал затруднений. Какой именно способ подачи документов выбрать – решать участникам соглашения. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, но в итоге они все приводят к нужному результату.