Налогообложение при купли продаже земельного участка: как вернуть 13%?

После заключения сделки купли-продажи земельного участка продавцу нельзя забывать об обязанности перечислить налог в бюджет, а покупатель, напротив, может компенсировать часть своих затрат.

Сделка купли-продажи земельного участка относится к налогооблагаемым. Согласно действующему законодательству собственник участка в результате его продажи получает доходы, которые облагаются НДФЛ. Ставка по налогу составляет 13%.

Налог при покупке земли

Раньше продавцами активно применялась практика занижения цены продажи в договоре для уменьшения налогового бремени. Теперь этот вариант исключен. Дело в том, что налог рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка. Возможно два варианта расчета НДФЛ по сделкам купли-продажи земельных участков:

  1. Если цена продажи по договору выше кадастровой стоимости, то при определении размера налога нужно ориентироваться на договорную стоимость.
  2. Если цена участка в договоре ниже кадастровой стоимости, то налог рассчитывается как 70% от кадастровой стоимости (кадастровая цена*0,7*13%).

При условии длительного владения недвижимостью продавец вправе не уплачивать налог в бюджет:

  1. Если он приобрел права собственности на земельный участок до 2016 года, то освобождение от налогообложения возникает после трех лет владения участком.
  2. Если вступление в права собственности состоялось после 1 января 2016 года, то освобождение от НДФЛ наступает после 5 лет владения землей.
  3. Если права собственности были приобретены в результате приватизации или через вступление в наследство, то данный срок уменьшен до трех лет.

Также при определении налогооблагаемой базы допускается учесть расходы на покупку участка, если они документально подтверждены. НДФЛ в данном случае будет определяться как (цена покупки-цена продажи)*13%. Получается, если участок стоил при покупке дороже, чем цена его продажи сейчас, то НДФЛ не платится.

Особенности для покупателя

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64.

Российское налоговое законодательство предусмотрело определенные преференции для покупателей недвижимости. Для них предусмотрен налоговый вычет, который позволяет компенсировать часть затрат на приобретение жилья.

Налоговый вычет – это сумма, уменьшающая налогооблагаемую базу. Это могут быть расходы на покупку недвижимости, лечение, ведение бизнеса или обучения.

НК предусмотрел четыре базовых условия, которые позволяют лицу претендовать на получение вычета из бюджета применительно к покупке земельного участка:

  1. Заявитель является налоговым резидентом РФ.
  2. У него есть доходы, облагаемые по ставке 13% НДФЛ (это может быть зарплата, предпринимательская деятельность на ОСНО, сдача квартира внаем, продажа недвижимости или авто и пр.).
  3. Недвижимость должна быть куплена за свои средства, либо на заемные. Если использовались средства госсубсидий, материнского капитала, деньги работодателя, то возврат получить нельзя.
  4. Земельный участок не должен быть куплен у ближайших родственников (так называемых взаимозависимых лиц).
В отношении вычета, оформляемого в части затрат на земельный участок, есть одно важное требование: его можно получить только после строительства дома на участке и оформления его в собственность. Либо допускается ситуация, когда земля была куплена одновременно с домом: тогда вычет можно оформить сразу.

Для получения вычета дом должен иметь статус жилого помещения (чтобы в нем можно было прописаться). Постройка должна располагаться на территории РФ.

Для оформления налогового вычета допускается использовать следующие затраты:

  • стоимость земельного участка под ИЖС;
  • затраты на государственную регистрацию прав собственности (кроме оплаты услуг риелторов и посредников);
  • затраты на проведение строительных работ (разработку проекта, оплату услуг подрядчика, сами строительные материалы);
  • траты на прокладку инженерных сетей: воды, газа, канализации, электричества.

Все эти расходы можно включить в состав основного имущественного вычета. При этом на такие расходы как покупка мебели, благоустройство участка, сантехнические работы, услуги дизайнеров не подлежат компенсации.

Налоговый вычет

Для получения вычета налогоплательщик должен собрать установленный пакет документов. В их числе:

какие нужны документы для покупки участка под ИСЖ

Документы предъявляются в копиях одновременно с оригиналами (но при копии могут снять и непосредственно в ФНС). Заверять документы у нотариуса не требуется.

Передать документы в Налоговую инспекцию можно лично или через уполномоченного представителя. В последнем случае потребуется нотариальная доверенность на представление интересов налогоплательщика.

Заполнение декларации

Все налогоплательщики, получившие доходы, облагаемые НДФЛ, а также претендующие на налоговые вычеты заполняют декларацию по единой форме. Претенденты на имущественный вычет должны заполнить разделы 1 и 6, листы А, Д.

На титульном листе прописываются данные физлица-налогоплательщика, реквизиты его паспорта.

  1. В листе А указывается информация о полученных доходах за отчетный период.
  2. На листе Д рассчитывается размер положенных имущественных вычетов.

В декларации нужно указать:

  1. Адрес объекта недвижимости.
  2. Дату вступления в права собственности на участок и дом.
  3. Размер затрат на покупку.
  4. Остаток вычета, который не был использован в предыдущий период (если декларация подается не впервые).

После заполнения всех разделов остается распечатать и подписать декларацию. Незаполненные листы сдавать не нужно.

Скачать бланк декларации.

Подача декларации

Подать налоговую декларацию с комплектом документов можно несколькими способами, в том числе:

  • через Налоговую инспекцию;
  • через МФЦ;
  • через Интернет (портал Госуслуги);
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • отправить почтой ценным письмом с описью вложения.

Документы должны быть поданы в течение трех лет после покупки. Иначе истечет срок давности и вернуть налог не удастся.

Алгоритм оформления вычета следующий:

  1. Налогоплательщик передает комплект документов по недвижимости, декларацию и пишет заявление на получение вычета в любой удобной форме: при личном визите в ведомство или дистанционно.
  2. Представленные документы проверяются инспекторами и выносится решение.
  3. Представленная к вычету сумма перечисляется на счет налогоплательщика. Если по итогам проверки было вынесено отрицательное решение, то налогоплательщику направляется официальное письмо с указанием причин отказа.
Декларация вместе с подтверждающими документами должна быть передана в Налоговую инспекцию следующем году после вступления в права собственности до 30 апреля.

Возможен и другой вариант получения вычета: через работодателя. Для этого нужно подать в Налоговую инспекцию комплект документов по сделке и получить уведомление, подтверждающее право на вычет. Вместе с этим документом нужно прийти в бухгалтерию по месту работы и написать заявление на предоставление вычета. С этого момента налогоплательщик будет получить на руки без уменьшения на 13% НДФЛ до тех пор пока размер не удержанного налога не достигнет суммы положенного вычета.

Декларация в электронном виде

Достаточно удобным способом отправки декларации является дистанционная передача. Электронные сервисы позволяют легко заполнить декларацию и не допускают возникновения ошибок.

Рассмотрим как сформировать декларацию в «Личном кабинете налогоплательщика»:

оплатить земельный налог для физических лиц через интернет

  1. Для заполнения декларации во вкладке «Налог на доходы ФЛ» выберите «3-НДФЛ», затем – «Заполнить/ отправить декларацию онлайн»
  2. Выберете год, за который подается декларация. Все остальные данные пользователя будут проставлены здесь автоматически: ИНН, ФИО.
  3. Пропишите адрес проживания. На основании этого будет выбрана ФНС, контролирующая данную территорию.
  4. Заполните раздел с доходами, которые облагаются по ставке 13% на основании справки 2-НДФЛ от работодателя: источники доходов, сумма доходов помесячно, общая сумма доходов и удержанного налога.
  5. Выберете раздел «Вычеты»-«Имущественный налоговый вычет» и нажмите кнопку «Добавить объект недвижимости». Укажите сумму расходов на приобретение земельного участка и дома.
  6. После заполнения всех полей откроется страница с итогами. Здесь можно скачать декларацию для последующей распечатки или отправить ее по интернету, предварительно подписав электронной подписью.
  7. При выборе дистанционной отправки откроется форма для загрузки документов. Остается приложить отсканированные документы по сделке.

Выплаты

При оформлении налогового вычета необходимо учитывать установленные законом лимиты по выплатам. Они составляют:

Если фактические затраты на покупку участка превысили законодательный предел, вычет полагается в пределах лимита. Вернуть назад можно не более 13% от установленного лимита: 260 тыс.р.

Например, гражданин приобрел участок с домом за 3,5 млн.руб. Эта сумма больше лимита в 2 млн.руб. Поэтому он может рассчитывать на получение компенсации из бюджета в максимальном размере 260 тыс.руб.

Если лицо потратило на покупку участка менее 2 млн.руб., то остаток подлежит компенсации из бюджета при следующих покупках недвижимости, пока не будет достигнут предел.

После проверки представленных документов деньги будут переведены на указанный в заявлении счет в течение 30 дней.

Вернуть за год налогоплательщик может не более суммы налога, удержанного из его зарплаты за год. Остаток можно дополучить в следующие налоговые периоды. Например, гражданин купил участок с домом за 1,8 млн.руб. Он может вернуть 234 тыс.руб. Его годовой доход составил 550 тыс.р., а размер удержанного НДФЛ – 30420 руб. Именно эту сумму он может вернуть за прошлый год, а остальное – в последующих налоговых периодах.

Поделиться:
Нет комментариев